Ямочный ремонт щебнем – практика и теория

Знакомое всем словосочетание «срок службы» имеет отношение практически к 100% материалам, которые используются людьми для различных целей. Вот и автомобильные асфальтированные дороги не являются исключением.

Почему вообще асфальт разрушается? Давайте посмотрим на основные причины:

  • Из-за плохого качества материалов, которые применялись для строительства дорог, что соответственно приводит к низкому качеству самого дорожного полотна.
  • Человеческий фактор. Неверные пропорции материалов, неумелая работа и прочие факторы способны существенно сократить срок службы асфальтового покрытия.
  • Естественным путем, за счет влияния климатических условий и нагрузки на дорогу.
  • При попадании влаги во внутренние слои полотна. Если имеют место низкие температуры, вода будет расширяться при замерзании, образовывая в асфальте трещины. Добавьте к этому нагрузку автомобильного или иного трафика, и получите серьезное разрушение покрытия.

Несмотря на свое название, сразу стоит обратить внимание, что ямочный ремонт подходит не только для устранения именно ям на дороге, но и для ремонта трещин и выбоин. Другими словами, ямочный ремонт применяется тогда, когда нужно восстановить небольшой поврежденный участок асфальта, чтобы обеспечить безопасность дорожного и пешеходного движения.

На самом деле, разновидностей ямочного ремонта существует несколько, однако сегодня мы рассказываем именно о ремонте щебнем, т.к. данный способ является довольно популярным и бюджетным, хотя и подходит больше как временная мера.

Стоит отметить, что щебень используется и при некоторых других методах ямочного ремонта, однако там он выступает в роли основания, на которое будет уложен новый асфальт. При этом, сам ремонт щебнем также может быть 2-х видов: просто щебнем и методом пропитки.

Что представляет собой метод пропитки с использованием щебня?

Если коротко, то метод пропитки заключается в том, чтобы смешать наполнитель (щебень) и вяжущий материал (битум). Однако в любом случае для начала лучше подготовить основание, чтобы обеспечить полноценное качество ремонтных работ.

 

В подготовку основания входит:

  • очистка ямы от мусора и всего остального, что будет препятствовать сцепке (выполняется вручную, при помощи обычных инструментов, типа скребков и метелок или же с помощью продувки);
  • просушка, для которой также можно использовать воздуходувку или же строительный фен.

Также можно прибегнуть к обработке кромок, что не является обязательным в этом случае, однако повысит качество ремонта.

После данных процедур наша яма готова к тому, чтобы ее заделали. При ремонте методом пропитки в полость засыпается щебень 4-5 различных фракций. В идеале нужно подобрать именно щебень таких размеров, которые использовались при изготовлении асфальта, уложенного в данном конкретном месте. Однако это не всегда представляется возможным, поэтому часто используется просто щебень нескольких фракций, позволяющих по максимуму заполнить пустоту.

После этого края ямы и весь щебень проливаются битумом, а затем место ремонта уплотняется при помощи виброплиты или же дорожного катка, в зависимости от обстоятельств.

Важно помнить то, что если глубина повреждения более 5 см, то укладку и проливку щебня стоит производить в несколько слоев.

Также существует и обратный метод пропитки. Разница будет в том, что здесь полость изначально заливается битумом, а уже после этого укладывается щебень. Такой метод более эффективен, чем стандартный способ пропитки, однако если использовать именно катионные битумные эмульсии, то разница в качестве ремонта стирается. Также при использовании катионного битума просушку основания можно не делать.

Наиболее простой ямочный ремонт щебнем

Теперь вернемся к простому методу ремонта щебнем. В таком случае битумные эмульсии не используются. Здесь достаточно просто уложить щебень различных фракций, чтобы максимально устранить любые полости, после чего обязательно следует уплотнение.

Повторимся, что такой способ скорее носит временный характер, т.к. сам щебень относится к материалам для основания. Соответственно, добиться такого же уровня гладкости, как в случае с асфальтом, не получится.

Даже самый укатанный щебень имеет довольно неоднородный внешний слой, а со временем плотность такой засыпки снижается, из-за чего фрагменты щебня поднимаются, мешая комфортному движению автомобилей. Также щебень будет пропускать воду в свои внутренние слои, а вода, как мы уже упоминали, имеет свойство расширяться при понижении температур, нарушая текущую целостность структуры.

Но, не расстраивайтесь! У данного способа ямочного ремонта есть и преимущества:

  • низкая стоимость материала;
  • высокая скорость ремонтных работ и их невысокая стоимость;
  • • как временная мера вполне может устранить повреждения дорожного полотна.

В общем, к какому виду ямочного ремонта обратиться, решать только вам, основываясь на ваших потребностях и бюджете. А если у вас остались вопросы, то вы всегда можете позвонить нам.