Установка бордюров: технология монтажа и разновидности материала

Установка бордюров используется в нескольких направлениях дорожного строительства и благоустройства территорий, где бортовые камни выполняют схожие функции. Несмотря на то, что устройство дорог, тротуаров и других подобных объектов теоретически может производиться без монтажа бордюров и поребриков, данные элементы очень важны для качества, удобства и безопасности.

«Установка бордюров производится по определенному принципу, и с учетом некоторых нюансов. Это необходимо для правильного монтажа, выполнения бортовыми камнями своих задач, а также для получения эстетичного внешнего вида.
В некоторых случаях установка бордюров может производиться самостоятельно, однако монтаж крупных видов бордюрных камней может потребовать наличия навыков и применения специального оборудования»

Укладка асфальта на автомобильных дорогах, пешеходных территориях и частных участках, в идеале, всегда должна сопровождаться монтажом бордюрных камней. Также это касается сооружения покрытий из других материалов типа бетона, брусчатки или тротуарной плитки.

Для чего нужна установка бордюров

Установка бордюров нужна для выполнения нескольких основных функций, как практических, так и эстетических:

  • Повышение прочности покрытия;
  • Продление срока службы покрытия;
  • Фиксация и стабилизация участка;
  • Защита фундамента зданий;
  • Разделение областей различного назначения (например, проезжей и пешеходной части);
  • Преграждение пути;
  • Повышения безопасности;
  • Обеспечения эстетичного внешнего вида объекта.

Например, если тропинка из тротуарной плитки или брусчатки не будет снабжена бордюрными камнями, увеличится вероятность расползания фрагментов. Восстановление такого покрытия будет подразумевать полный или частичный демонтаж, с последующим повторным устройством всех слоев конструкции.

Это особенно актуально именно для немонолитных покрытий, однако требуется и в случае с цельными полотнами из асфальта или бетона.

Разновидности бордюров и области их применения

На сегодняшний день существует несколько основных типов бордюров:

  • Дорожные или магистральные;
  • Тротуарные;
  • Садовые или декоративные.

Каждая разновидность может включать некоторые модификации и подтипы. Например, дорожные и тротуарные бордюры могут иметь скошенный профиль, облегчающий проезд автомобилей и уборку территории.

Сравнение основных типов бордюрных камней

Тип бордюров Описание
Дорожные или магистральные Габариты (Д:В:Ш): 100:30:15-18 см.

Отличаются повышенной прочностью, крупным размером и массой, так как используются в качестве магистрального элемента, отвечающего, в том числе, за безопасность и зонирование.

Как правило, магистральные бордюрные камни производятся серого цвета.
Тротуарные Габариты (Д:В:Ш): 100:20:6 см.

Тротуарные бордюры меньше и легче дорожных. Основное назначение – зонирование, придание эстетики.

Могут иметь различную форму и цвет.
Садовые или декоративные Габариты (Д:В:Ш): 100:20:8 см.

Садовые бордюры схожи по характеристикам с тротуарными, но иногда могут иметь и более низкие качественные показатели.

Основное назначение – зонирование, придание эстетики. Имеют наибольшее многообразие формы и цвета.

Установка бордюров дорожного типа подразумевает обязательное устройство более качественного основания, чем установка бордюров в целях декора.

Также можно выделить радиальные бордюры, которые чаще всего относятся к дорожным или тротуарным типам. Особенностью радиальных бордюров является округлая форма, что позволяет использовать их для кругового ограждения различных объектов, а также круглых перекрестков автомобильных дорог.

Те же самые задачи может решить установка обыкновенных бордюров, однако радиусные камни обеспечивают максимально плавное закругление.

«При выборе бордюрных камней обратите внимание на показатель морозостойкости, который отражает количество циклов заморозки-разморозки, которые способно выдержать изделие. Рекомендуемое минимальное значение – F200, что означает 200 циклов заморозки-разморозки, чего должно хватить примерно на 40 лет эксплуатации при прочих благоприятных условиях»

Из каких материалов может быть изготовлен бордюр

На сегодняшний день бордюрные камни могут изготавливаться на основе следующих материалов:

  • 1. Бетон;
  • 2. Природный камень;
  • 3. Искусственный камень;
  • 4. Клинкер;
  • 5. Песок и полимеры;
  • 6. Резина;
  • 7. Пластик.

Установка бордюров на тротуарах и автомобильных дорогах производится с использованием первых 3-х разновидностей, так как в таких местах бортовые камни должны обеспечивать, помимо прочего, безопасность граждан, для чего требуется высокая прочность. Остальные типы применяются, по большей части, для фиксации, зонирования и декорирования.

Описание разновидностей бордюров по составу

Из чего сделан бордюр Описание
Бетон Производится из бетона марки М400, обладает высокой прочностью. Может быть усилен путем армирования.
Природный камень Изготавливается путем выпиливания из монолитных натуральных камней. Обладает повышенной прочностью, однако имеет и более высокую стоимость.

При этом внешний вид бордюров из натурального камня считается одним из самых привлекательных.
Искусственный камень Производится путем смешивания бетона с каменной крошкой, что обеспечивает высокую прочность и красивый внешний вид.

Иногда такие бордюры очень похожи на природные камни, имея при этом более выгодную стоимость.
Клинкер Изготавливается из керамической глины. Фактически представляет собой тот же кирпич характерного цвета, но другой формы.
Полимерно-песочная смесь Изготавливается путем смешивания, нагрева и формации компонентов. В некоторых случаях может использовать керамзит для снижения массы изделия.

Не обладает высокой прочностью, расширяется при нагреве, а также не имеет широких цветовых вариаций.
Резина Производится из резиновой крошки, полученной путем переработки резиновых изделий. Имеет низкую жесткость, за счет чего отличается высокой безопасностью. Часто используются на детских площадках и спортивных объектах.

Из недостатков можно выделить пожароопасность материала.
Пластик Не очень распространенный тип бордюров, так как имеет низкую прочность и выцветает под воздействием солнечных лучей.

Однако подразумевает максимальное разнообразие форм и цветовых решений, а также низкую стоимость.

По какой технологии производится правильная установка бордюров

Установка бордюров, согласно технологии, производится в следующем порядке:

  • 1. Разметка на местности;
  • 2. Рытье траншеи;
  • 3. Подготовка траншеи:
    • 3.1. Очистка и выравнивание;
    • 3.2. Уплотнение.
  • 4. Устройство основания:
    • 4.1. Укладка геотекстиля;
    • 4.2. Отсыпка щебня или песка;
    • 4.3. Заливка бетона.
  • 5. Установка бордюров;
  • 6. Фиксация камней;
  • 7. Заделка швов.

Разметка на местности производится с помощью натягивания веревки с креплением на кольях. Это позволяет контролировать геометрические параметры при монтаже бордюрных камней.

Рытье траншеи осуществляется на определенную глубину, которая зависит от габаритов бортовых камней. Стоит учесть, что основание из щебня и бетона, имеющее толщину около 30% от высоты бордюров, займет часть глубины. Следует копать траншею с учетом этого фактора.

Подготовка траншеи необходима для предотвращения деформации. Если правильно не подготовить траншею, бортовые камни в скором времени могут разъехаться, а само покрытие деформироваться, из-за чего потребуется производить демонтаж и производить устройство всех слоев заново.

  • Очистка траншеи включает в себя удаление мусора, грязи, корней растений и других ненужных элементов.
  • Уплотнение дна траншеи желательно производить с применением механизированного трамбовочного оборудования – виброплиты. При трамбовке рекомендуется смачивать дно траншеи водой, чтобы предотвратить усадку в будущем.

Устройство основания производится в несколько слоев:

  • 1. Укладка геотекстиля. Данное рулонное полотно производится из синтетических нитей и волокон, благодаря чему обладает достаточной прочностью и другими свойствами. Геотекстиль разделяет грунт и основание, препятствует прорастанию растений, выполняет дренажную функцию, повышает прочность и долговечность конструкции.
  • 2. Отсыпка сыпучего материала. Рекомендуется выбирать именно щебень, а не песок, так как «щебенка» значительно прочнее. После отсыпки нужно разровнять и качественно уплотнить щебень виброплитой. Толщина слоя – 10-15 см, диаметр фракций щебня – 20-40 мм (лучше использовать смешанные фракции, чтобы обеспечить высокую плотность).
  • 3. Заливка бетона. Желательно приготовить густой раствор с небольшим количеством воды. Ориентировочные пропорции цемента к песку – 1/3, толщина слоя – 5-7 см.

В некоторых случаях установка бордюров (декоративных) может осуществляться прямо на песчаное основание, без использования щебня и бетона. Однако это приведет к снижению прочности и долговечности.

Установка бордюров производится на бетонное основание, с обязательным контролем расположения камня во всех плоскостях:

  • Если монтаж был произведен с отклонениями, для его исправления может потребовать демонтаж целого участка.
  • Геометрия участка, на котором производится монтаж, может иметь уклон в ту или иную сторону, что следует обязательно учесть.

Фиксация производится после установки и выравнивания бордюрного камня, с помощью бетона той же плотности, на который посажен фрагмент (можно изначально подготовить песчано-цементный раствор с запасом). Габариты бетонного замка зависят от размеров бортового камня: примерная высота 8-10 см, ориентировочная толщина 5-7 см.

Заделка швов осуществляется после схватывания бетона. Для этих целей можно использовать смоченный песок или другой подходящий материал. При желании заделать швы можно тем же бетонным раствором.

Установка бордюров с соблюдением данной технологии обеспечивает высокую прочность и надежность, сводя к минимуму вероятность деформации конструкции.

Чем бордюр отличается от поребрика

Бордюры и поребрики очень похожие элементы благоустройства, предназначенные для разграничения участков. Бетонные бордюрные камни и бетонные поребрики изготавливаются по одинаковой технологии вибролитья бетона, за счет чего имеют одинаковые характеристики.

Однако фактически это материалы различной формы, и установка бордюров производится по отличной от монтажа поребриков технологии:

  • 1. Установка бордюров предполагает создание земляного корыта (траншеи), а сам камень утапливается. После монтажа бордюр находится в одной плоскости с ограждаемой территорией.
  • 2. Монтаж поребриков не требует создания углубления для посадки камня – нижняя часть поребрика не утапливается. Камень-поребрик всегда выступает над уровнем обоих участков, которые он зонирует.

Кроме того, дорожные и тротуарные бордюры часто призваны препятствовать заезду транспортных средств на пешеходную зону, тогда как поребрик имеет декоративный характер.

Выводы

Установка бордюров производится при благоустройстве территорий, чтобы разделить определенные зоны, а также укрепить покрытие и повысить уровень безопасности.

В целом, бордюрные камни обеспечивают следующие положительные эффекты:

  • Зонирование участков;
  • Повышение прочности территории;
  • Увеличение срока службы;
  • Препятствие возможному расползанию;
  • Защита фундамента зданий (при устройстве отмостки);
  • Заграждение проезда;
  • Повышение безопасности;
  • Придание эстетичности, декорирование.

Для разных областей применения используются разные виды бордюров. Например, возле автомобильных дорог производится установка бордюров дорожного типа, обладающих высокой прочностью, а в декоративных целях можно использовать менее прочные и габаритные варианты.

Для обеспечения максимальной прочности и долговечности установка бордюров должна производиться с соблюдением технологии монтажа.

Если вам требуются работы, перейдите на страницу

Асфальтирование в Москве

Если вас интересует прайс, перейдите на страницу

Стоимость асфальтирования

Вас также могут заинтересовать:

23.05.2021

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые...

Читать далее

28.02.2021

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии...

Читать далее

24.03.2020

Минимальная толщина укладки асфальта

Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)...

Читать далее

18.04.2021

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности...

Читать далее

21.03.2021

Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими...

Читать далее

15.02.2021

Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива

Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных...

Читать далее

20.02.2021

Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?

Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы...

Читать далее

28.02.2021

Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен

Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими...

Читать далее

24.03.2020

Можно ли укладывать асфальт в дождь?

Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например...

Читать далее