Какие материалы включает в себя качественное дорожное полотно
23.05.2021
23.05.2021
Дорожное полотно, соответствующее современным требованиям, должно обеспечивать безопасное и комфортное движение транспортных средств. Часто под данной формулировкой понимается лишь асфальтовое покрытие автомобильных дорог, однако фактически дорожное полотно представляет собой конструкцию из нескольких конструктивных слоев, скрытых под видимым асфальтобетонным покрытием.
«Каждый из слоев дорожного полотна выполняет определенные функции, необходимые для обеспечения работоспособности автомобильной дороги. Помимо устройства всех необходимых технологических слоев, требуется также соблюсти технологию строительства дорог и укладки асфальта. Чем выше категория и расчетная загруженность автодороги, тем более прочной должна быть конструкция»
Некоторые типы автодорог, имеющие низкую загруженность, могут сооружаться по упрощенной схеме, так как внешнее воздействие на конструкцию будет значительно меньше. Например, в качестве материала покрытия может выступать асфальтовая крошка или бюджетный тип асфальта.
Благодаря тому, что сегодня цена укладки асфальта довольно приемлемая, часто даже на дорогах с небольшим автомобильным трафиком устраивается покрытие высокого качества. Кроме того, этим также достигается более длительный период эксплуатации.
Качественное дорожное полотно имеет несколько крупных блоков:
При этом фактическое число технологических слоев гораздо больше, так как дорожная подушка и асфальтовое покрытие являются многослойными блоками.
Область конструкции дороги | Что используется в конструкции |
---|---|
Грунтовое основание |
|
Дорожная подушка |
|
Асфальтобетонное покрытие |
|
Подготовленный и уплотненный грунт повышает прочность и устойчивость конструкции. Если земляное основание будет рыхлым, дорожное полотно быстро потеряет необходимую геометрию, вследствие чего будут разрушены практически все его технологические слои.
Геотекстиль, представляющий собой прочное тканое или нетканое полотно из синтетических нитей и волокон, выполняет несколько функций:
Использование геотекстиля существенно повышает качественные характеристики сооружения, а также позволяет сократить расход некоторых материалов.
Песчаный слой выполняет стабилизирующую и амортизирующую функции. Как правило, толщина данного слоя составляет около 40 см после уплотнения. Также важно, чтобы песчаная подушка была ровной в горизонтальной плоскости.
Геосетки или георешетки тоже относятся к категории синтетических рулонных материалов, и выполняют схожие с геотекстилем функции:
Георешетка позволят сократить расход щебня примерно на 40%, что влечет за собой и экономическую выгоду. Комплекс из геотекстиля и георешетки делает дорожное полотно прочнее примерно на 200-250%.
Щебеночный слой позволяет сделать дорожное полотно значительно прочнее и долговечнее, а также выступает в роли надежного основания для укладки асфальта. Дорожное полотно включает в себя щебень разных фракций: сначала укладывается щебень крупных фракций, а поверх него более мелкие фракции – это позволяет обеспечить высокую плотность.
Каждый слой щебня разравнивается и уплотняется после отсыпки, а также обрабатывается битумной эмульсией. Альтернативный вариант – использование «черного щебня», который представляет готовую смесь, в которую входит щебень из горных пород, смешанный в определенных пропорциях с вяжущим веществом.
Битумная эмульсия повышает адгезионные свойства (улучшает сцепление), выступая в роли грунтовки, а также повышает влагоизоляционные показатели обрабатываемого участка.
Асфальтобетонные смеси используются для устройства покрытия автомобильных дорог:
«Гидроизоляция дорожного покрытия очень важна, так как при попадании воды внутрь асфальтового слоя будет наблюдаться его ускоренное разрушение. При замерзании, превращаясь в лед, вода расширяется, буквально расшатывая асфальт изнутри. При частых циклах заморозки-разморозки, которые характерны для большинства регионов РФ, разрушительное воздействие будет усиливаться»
Качественное дорожное полотно устраивается с использованием тех разновидностей асфальтобетона, которые имеют достаточно высокие физико-механические характеристики. Такие асфальтовые смеси имеют в составе щебень из прочных горных пород, а также снабжаются специальными модификаторами для повышения определенных характеристик.
Холодные асфальтовые смеси не применяются для устройства дорожного покрытия, так как не обладают достаточными для этого характеристиками. Данный тип асфальтобетона, по большей части, используется для ямочного ремонта дорог.
Дорожное полотно проселочного типа подвергается гораздо менее высокому внешнему воздействию, поэтому для его устройства можно использовать менее прочные материалы, имеющие более низкую стоимость. Оптимальным вариантом на сегодняшний день считается покрытие из асфальтовой крошки.
Асфальтовая крошка (асфальтогранулят) производится путем переработки снятого дорожного покрытия. Это может осуществляться методом холодного фрезерования или с помощью стационарных дробильных установок. Первый вариант обеспечит более высокое качество при условии, что материал будет доставлен на объект сразу после демонтажа и переработки.
Преимущества асфальтовой крошки:
Чем выше было качество исходного асфальтобетона, из которого изготавливалась крошка, тем выше будут характеристики материала. Например, если в качестве исходника выступал ЩМА, качество такой крошки может быть выше, чем у песчаного асфальта.
«Дорожное полотно, помимо наличия вышеуказанных технологических слоев, должно быть устроено по определенной технологии. Нормативные требования также распространяются на характеристики материалов и необходимость использования определенной спецтехники. Если нормативные требования дорожного строительства были нарушены, дорожное полотно не будет иметь достаточно высокого качества и срока службы»
1. Если дорожное полотно сооружается «с нуля», в первую очередь необходимо провести предварительный анализ и расчеты:
Если планируется устройство проселочной дороги по упрощенной технологии, данный этап можно сократить до расчетов и замеров.
2. Далее следует подготовка местности (если требуется):
После завершения подготовительных этапов можно начинать сооружение конструкции автомобильной дороги. К этому моменту должен быть точно определен объем работ, план строительства, количество и виды материалов, параметры дороги и т.д.
Ключевые этапы строительства дорожного полотна:
При многослойном асфальтировании необходимо уплотнять каждый слой отдельно сразу после укладки – это позволит обеспечить высокую плотности, что повысит прочность и улучшит гидроизоляцию. Чем сильнее будет загружено дорожное полотно, тем больше слоев асфальтобетона требуется уложить. В некоторых случаях толщина асфальтового покрытия достигает 30-40 см, а иногда и более.
Качественное дорожное полотно сооружается из определенного количества конструктивных слоев, с использованием различных материалов. В качестве основных технологических слоев выступают:
При устройстве автомобильных дорог также требуется соблюдать технологию дорожного строительства, чтобы обеспечить достаточно высокие характеристики конструкции. Использование материалов высокого качества также позволяет сделать дорожное полотно прочнее и надежнее.
При этом устройство автомобильных дорог с низкой транспортной нагрузкой может осуществляться по упрощенной технологии, а также с использованием более дешевых материалов.
Если вам требуются работы, перейдите на страницу
Асфальтирование в МосквеЕсли вас интересует прайс, перейдите на страницу
Стоимость асфальтирования