Дорожная техника: разновидности, характеристики и назначение
10.11.2021
10.11.2021
Дорожная техника (дорожно-строительные машины) – несколько групп специальной техники, которая используется при строительстве автомобильных дорог и других асфальтированных территорий, а также для обслуживания, ремонта и демонтажа асфальтобетонных покрытий.
Под понятие «дорожная техника» подходят все машины, которые задействуются при строительстве, ремонте или обслуживании автомобильных дорог:
Стоимость укладки асфальта будет ниже, если дорожно-строительная компания располагает собственным парком спецтехники. Если же подрядчиком выступает небольшая компания, не имеющая собственной техники, придется нести дополнительные расходы на аренду машин.
Дорожно-строительная спецтехника делится на категории, в зависимости от назначения машин:
При этом дорожная техника может иметь специализированное или универсальное назначение. Например, асфальтоукладчики или заливщики швов имеют узконаправленный функционал, тогда как самосвалы или экскаваторы используются для решения множества задач в различных отраслях.
Данная техника используется непосредственно для укладки, уплотнения, ремонта и обслуживания асфальтобетонного дорожного полотна. Сюда можно отнести как крупногабаритную тяжелую спецтехнику, так и дополнительное ручное оборудование.
Крупногабаритная дорожная техника
Что входит | Назначение |
---|---|
Асфальтоукладчики | Укладка асфальтобетонной смеси с равномерным распределением, а также первичное уплотнение. |
Дорожные катки | Разравнивание и уплотнение асфальтобетонной смеси (катки подходят и для других материалов). |
Дорожные фрезы | Снятие асфальтобетонного покрытия, дробление асфальтобетона до определенных фракций. |
Дополнительное ручное оборудование
Что входит | Назначение |
---|---|
Гудронаторы | Равномерное распределение вяжущих материалов по горизонтальной плоскости. |
Заливщики швов | Заливка и герметизация швов, трещин, расслоений и расколов асфальтового покрытия битумным составом. |
Компрессоры | Очистка трещин, выбоин, ям и других областей от мусора, пыли и влаги. |
Отбойные молотки | Разрушение асфальтобетонного покрытия или других твердых материалов. |
Виброплиты | Уплотнение асфальтовых смесей на небольших площадях, когда нет возможности использовать дорожный каток. |
Другое | Тары для переноса битума, тележки для транспортировки сыпучих материалов и т.д. |
Как правило, под термином «дорожная техника» подразумеваются именно крупногабаритные машины, а не ручное оборудование. Поэтому стоит уделить дополнительное внимание асфальтоукладчикам, дорожным каткам и дорожным фрезам.
Асфальтоукладчик представляет собой сложную дорожно-строительную технику, предназначенную для нанесения, распределения и первичного уплотнения асфальтобетонных смесей. Современные асфальтоукладчики способны контролировать толщину и скорость укладки, а также поддерживать необходимую температуру асфальтовой смеси.
Принцип работы асфальтоукладчика:
Также в процессе укладки происходит инфракрасный нагрев смеси перед укладкой, чтобы обеспечить необходимую для высокой адгезии температуру.
Классификация асфальтоукладчиков
Ширина укладки |
Стандартные диапазоны:
Асфальтоукладчики с небольшой шириной укладки используются для территорий с малой площадью, включая тротуары и асфальтовые дорожки. Такие машины отличаются небольшими габаритами и высокой маневренностью. Асфальтоукладчики с большой шириной укладки больше подходят для асфальтирования крупных площадей, включая широкие автомобильные дороги. Имеют большие габариты и вес. |
Тип ходовой части |
Гусеничные варианты отличаются высокой производительностью и возможностью укладки асфальта на большую ширину. Чаще всего используются при строительстве автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов и крупных площадей.
Колесные автоукладчики, как правило, имеют небольшую или среднюю производительность и ширину укладки. Это позволяет сократить габариты, что делает возможным использование данных машин для асфальтирования небольших участков, включая тротуары и придомовые территории.
|
Объем укладки (тонн в час) |
Производительность: до 450 т/ч;
Вес: до 6 тонн; Ширина укладки: 100-350 см. Маневренные модели, идеально подходящие для асфальтирования небольших территорий. Производительность: 250-700 т/ч; Вес: 6-10 тонн; Ширина укладки: 200-500 см. Универсальные машины, подходящие для большинства городских объектов. Производительность: 700-950 т/ч; Вес: более 10 тонн; Ширина укладки: 300-1200 см. Крупногабаритная дорожная техника, применяемая для асфальтирования больших площадей. |
Второстепенные параметры | Толщина укладки, скорость движения и укладки, разновидность приема сырья, объем бункера, мощность машины, способ нагрева смеси. |
Каток – дорожная техника, предназначенная для уплотнения различных материалов, включая асфальтобетонные смеси, щебень, песок и грунт. Уплотнение производится за счет большого веса машины, который передается через основной рабочий элемент катка – валец (цилиндрический элемент, заменяющий колеса). В некоторых случаях эффективность уплотнения повышается за счет вибрационного воздействия.
Классификация дорожных катков
Способ передвижения |
Прицепные – не имеют собственного движка, передвигаются в сцепке с транспортным средством. Сегодня практически не встречаются. Самоходные – за счет наличия двигателя способны передвигаться самостоятельно. Развивают более высокую скорость, а также имеют хорошую маневренность и комфортабельность. |
Вес |
Легкие (до 6 т) – используются для пешеходных территорий, на которые не будет оказываться высокого внешнего воздействия. Средние (6-10 т) – задействуются при строительстве большинства городских автомобильных дорог. Тяжелые (свыше 10 т) – применяются для территорий, которым требуется максимальное уплотнение асфальтобетона. Также используются для трамбовки щебня. |
Вид вальцов |
Гладкие – гладкие металлические цилиндры, предназначенные для уплотнения асфальта. Пневматические – пневматические колеса, предназначенные для уплотнения асфальта. Сегментные – гладкие металлические цилиндры, имеющие сегменты на ободе. Назначение – уплотнение асфальта. Кулачковые – цилиндрические вальцы, отличающиеся большим количеством выступов. Назначение – трамбовка грунта. Компакторные – узкие вальцы цилиндрической формы, имеющие относительно небольшое количество выступов. Назначение – трамбовка грунта. Решетчатые – гладкие вальцы, имеющие металлическую решетку. Назначение – трамбовка грунта. Особые – комбинация нескольких типов вальцов. На сегодняшний день изготавливаются только под заказ. |
Количество вальцов |
Одновальцовые – с одной стороны располагается валец, с другой колеса. Двухвальцовые – вальцы расположены с обеих сторон (ведущим может быть один или оба). Трехвальцовые – имеют 3 вальца. |
Тип уплотнения |
Статическое – уплотнение производится только за счет массы машины. Вибрационное – кроме статического давления оказывается вибрационное воздействие через вальцы. Наиболее эффективный вариант. |
Современная дорожная фреза представляет собой крупногабаритную дорожно-строительную спецтехнику, основным назначением которой является правильный демонтаж асфальтобетонного покрытия. Фрезеровочная дорожная техника оснащается специальным барабаном и другими конструктивными элементами, что позволяет аккуратно снимать покрытие на заданную глубину, а также производить дробление на определенные фракции с последующей сортировкой.
Классификация самоходных дорожных фрез
Легкие |
Ходовая часть: чаще колесная;
Вес: до 7,5 т; Ширина фрезерования: 60 см; Максимальная глубина фрезерования: 21 см. |
Тяжелые |
Ходовая часть: гусеничная;
Вес: до 30,3 т; Ширина фрезерования: 200 см; Максимальная глубина фрезерования: 32 см. |
Вид фрезерного барабана |
Черновой – для грубого фрезерования, имеет небольшое количество резцов.
Стандартный – универсальный тип барабана, имеющий вдвое больше резцов, чем черновые варианты. Чистовой – предназначен для тонкого фрезерования, имеет повышенное количество резцов. Микрофрезерный – имеет очень большое количество резцов, используется для повышения шероховатости покрытия. Специальные барабаны:
|
«Дорожная техника для фрезерования покрытия может быть как самоходной, так и прицепной или навесной. Однако наибольшей эффективностью и производительностью отличаются именно самоходные дорожные фрезы, за счет чего альтернативные варианты практически не встречаются»
Раньше в ассортименте дорожников был лишь метод горячего фрезерования, который предполагал предварительный нагрев асфальтобетона, что исключало повторное использование материала.
На сегодняшний день используется метод холодного фрезерования, который не требует предварительного нагрева покрытия, а также позволяет эффективно использовать снятый и измельченный асфальтобетон, превращая его в асфальтовую крошку.
Дорожная техника для проведения грунтовых работ представлена следующими машинами:
Также экскаваторы могут использоваться для дробления асфальтобетона, однако качество подобного мероприятия будет существенно уступать демонтажу асфальта с помощью холодного фрезерования.
Дорожная техника данной категории предназначена для расчистки местности перед началом проведения работ:
Расчистка местности при помощи данной спецтехники позволяет в короткие сроки расчистить площадку от посторонних элементов, а также исключить будущее прорастание растений сквозь конструктивные элементы дорожной подушки.
Кроме того, существует перечень ручного механизированного оборудования, которое может дополнить работу вышеприведенной техники. Это может быть измельчитель для кустарников и дерева, ручной корчеватель и прочее.
К данной категории дорожно-строительной техники принято относить машины для создания дорожной инфраструктуры, а также коммунальную спецтехнику для обслуживания автомобильных дорог.
Категория | Перечень |
---|---|
Для создания инфраструктуры |
|
Коммунальные машины |
|
Для транспортировки многих материалов, используемых в дорожном строительстве, применяются привычные всем самосвалы:
«Самосвал – дорожная техника универсального типа, предназначенная для перевозки и выгрузки различных материалов. Основной особенностью подобных грузовых машин является саморазгружаемость кузова»
В зависимости от интенсивности укладки асфальтовой смеси используются самосвалы разной грузоподъемности – чем выше производительность асфальтирования асфальтоукладчиком, тем выше должна быть грузоподъемность самосвала. Это связано с тем, что асфальтобетонные смеси подаются в бункер асфальтоукладчика сразу из саморазгружаемого кузова (самосвал следует перед укладчиком во время асфальтирования).
Современные самосвалы разделяются на 4 категории грузоподъемности:
При укладке асфальта чаще всего используются ~10-тонные самосвалы – в большинстве случаев этого достаточно, чтобы обеспечить бесперебойную подачу в бункер асфальтоукладчика.
Бетонные дороги, несмотря на высокие эксплуатационные характеристики, плохо переносят морозы, а также серьезные перепады температур – подобные обстоятельства приводят к быстрому растрескиванию бетона. Это серьезно ограничивает возможность сооружения бетонных автодорог на территории России, так как постоянное разрушение бетона будет требовать постоянного и недешевого ремонта.
Поэтому дорожная техника для производства и транспортировки бетонных растворов по большей части используется при сооружении различных зданий, нежели при строительстве автомобильных дорог.
Дорожная техника для бетонных смесей
Бетоносмеситель обыкновенный (бетономешалка) | Оборудование, предназначенное для приготовления бетонных смесей. |
Автобетоносмеситель | Грузовой транспорт с вращающейся емкостью для транспортировки бетона. |
Автоцементовоз | Грузовой транспорт для перевозки цемента на расстояние до 300 км. |
Бетононасос | Машина с устройством, позволяющим осуществлять прием и непрерывную подачу бетонной смеси. |
Дорожная техника (машины дорожно-строительные) – специальные самоходные машины и другое оборудование, предназначенное для выполнения задач, неразрывно связанных со строительством, ремонтом и обслуживанием автомобильных дорог и других объектов с асфальтобетонным покрытием.
На сегодняшний день дорожная техника может быть разбита на несколько категорий:
Дорожная техника может иметь строго определенное назначение или же обладать универсальностью. Например, асфальтоукладчик будет узкоспециализированной машиной, а самосвал – универсальной.
Использование механизированных машин и компактного оборудования существенно повышает эффективность дорожно-строительных работ: сроки строительства сокращаются, эксплуатационные характеристики и срок службы покрытия увеличиваются.
Если вам требуются работы, перейдите на страницу
Асфальтирование в МосквеЕсли вас интересует прайс, перейдите на страницу
Стоимость асфальтирования