Что такое битумная мастика и где она используется

Битумная мастика применяется во многих строительных отраслях, в том числе для обслуживания автомобильных дорог. Асфальтобетонное покрытие имеет свойство со временем разрушаться под воздействием высокой транспортной нагрузки и климатических условий, однако проведение определенных процедур способно существенно продлить срок службы дорожного полотна.

«Битумная мастика – вязкий обмазочный материал на битумной основе, с добавлением специальных синтетических или органических модификаторов. Изначально имеет жидкую, но вязкую консистенцию, однако после нанесения на объект затвердевает, образовывая плотную монолитную основу. Используется в качестве гидроизоляционного, склеивающего, фиксирующего или армирующего материала»

Физико-механические характеристики мастики позволяют практически на 100% исключить возможность протечек, обеспечивая надежное бесшовное сцепление. Кроме того, битумная мастика способна обеспечить прочное склеивание практически любых материалов, что позволяет использовать ее во множестве строительно-ремонтных сфер.

В дорожном строительстве мастика на битумной основе используется для заделки трещин и герметизации швов. К примеру, если асфальтирование в Мытищах или в другом небольшом городе после завершения работ сопровождалось своевременной заделкой мелких повреждений, срок службы покрытия значительно увеличится. Для крупных городов это правило тоже актуально, однако ввиду высокой нагрузки на дороги подобная профилактика может требоваться чаще.

Из чего состоит и как производится битумная мастика

Битумная мастика изготавливается, в большинстве случаев, на специализированных производственных объектах, в качестве которых нередко выступают асфальтобетонные заводы. В качестве основного оборудования используется битумноварочные и битумносмесительные котлы.

Основой данного материала выступает нефтяной дорожный битум, который составляет до 70% общего объема. Остальные 30% занимают специальные модификаторы, которые могут отличаться в зависимости от назначения мастики.

Из чего чаще всего состоит битумная мастика

Категория компонентов Примеры материалов Функция
Вяжущая основа (стандартные присадки) Нефтяной дорожный битум Адгезионные свойства (сцепление), пластичность, затвердевание
Включение (стандартные присадки)
  • Кварцевый порошок;
  • Кирпичный порошок;
  • Известняковый порошок;
  • Зола.
Обеспечение плотности, твердости и стойкости к низким температурам
Загустители (стандартные присадки)
  • Мел;
  • Асбестовый порошок;
  • Торфяная крошка.
Повышение теплоизоляционных свойств, снижение расхода материала, удобство нанесения
Волокнистые добавки (стандартные присадки)
  • Древесные волокна;
  • Короткие волокна минеральной ваты;
  • Асбест;
  • Асбестовая пыль.
Армирующая функция, обеспечение стойкости к изгибам
Полимерные латексные (опциональные присадки)
  • Латекс;
Увеличивает адгезию
Резиновые добавки (опциональные присадки)
  • Резиновая крошка;
  • Гранулы резины;
Повышение стойкости к высоким нагрузкам за счет повышения пластичности
Каучуковые (опциональные присадки)
  • Каучук;
Увеличивает растяжение на 15-20%, за счет чего не происходит разрушения при высоких и низких температурах (в том числе при перепадах)
Другие модификаторы (опциональные присадки)
  • Битумная присадка №3 (БП-3);
  • Кубовые остатки синтетических жирных кислот (КОСЖК).
Повышение адгезионных свойств, увеличение трещиностойкости и пластичности

Фактически, производство мастик на основе битума сегодня часто осуществляется с применением множества других компонентов, которые способны повысить определенные характеристики, в том числе компенсировать физико-механические недостатки битума.

Например, нефтяной битум склонен трескаться под воздействием низких температур, и растекаться при нагреве, однако современные модификаторы, в том числе каучуковые, решают эту проблему.

Как производится битумная мастика

Технология изготовления битумных мастик базируется на плавлении нефтяного битума с последующим смешением основы с остальными компонентами.

Технология производства горячей мастики:

  • 1. Битум загружается в битумноварочный котел (в теории можно использовать другую подходящую емкость).
  • 2. Производится нагрев приблизительно до 90-100°C (иногда до 130-140°C), с целью расплавить сырье и выпарить влагу.
  • 3. Горячий битум переливается в битумносмесительный котел, избегая снижения температуры.
  • 4. Для предотвращения вспенивания при перемешивании можно добавить пеногаситель.
  • 5. Производится последовательное добавление модификаторов (необходимо перемешивать битум с подачей каждого компонента).
  • 5.1. Другой вариант – параллельно с плавлением битума остальные компоненты смешиваются в другой емкости, после чего в нее порциями заливается разогретый битум, что сопровождается перемешиванием.
  • 6. Готовый состав разливается по металлическим емкостям.

«Производственный процесс некоторых видов мастик может отличаться от описанных технологий, однако принцип остается неизменным – нагрев битума и его тщательное смешивание с модификаторами и наполнителями»

Битумная мастика холодного типа производится немного иначе. В битум требуется добавить определенное количество подходящего затворителя (разбавить), после чего охладить состав до 70-80°C, а затем смешать с наполнителем.

Область применения битумной мастики

Битумная мастика является одним из самых распространенных гидроизоляционных и склеивающих материалов, поэтому используется практически повсеместно:

  • Герметизация швов и трещин асфальтового покрытия;
  • Заделка растрескиваний различных материалов;
  • Кровельные работы (устройство и проведение ремонта);
  • Монтаж плитки и подобных элементов;
  • Защита металлических элементов от коррозии;
  • Создание влагонепроницаемой прослойки;
  • Гидроизоляция таких объектов, как колодцы, фонтаны, бассейны и т.д.;
  • Обработка межэтажных перекрытий;
  • Гидроизоляция фундаментов, бетонных объектов;
  • Гидроизоляция водопроводных труб;
  • Изоляция элементов различных конструкций.

Битумная мастика может применяться практически в любой области, если требуется гидроизоляция, скрепление или защита.

Битумная мастика в дорожном строительстве

Битумная мастика позволяет не просто произвести ремонт небольших повреждений дорожного покрытия, а существенно увеличивает срок службы дороги. Как правило, данный материал используется для ремонта асфальта в тех случаях, когда ширина поврежденного участка не больше глубины повреждения. Данная процедура называется санацией трещин.

Как производится санация трещин:

  • 1. Область ремонта очищается от посторонних элементов, мусора и грязи, а также просушивается. Очистка и просушка могут быть выполнены воздухом под высоким давлением.
  • 2. При необходимости, если ширина повреждения слишком мала, осуществляется разделка трещины – суть процедуры заключается в выравнивании краев поврежденного участка, чтобы придать ему правильную геометрическую форму.
  • 3. Битумная мастика заливается в полость повреждения, как правило, при помощи плавильно-заливочной машины.

Данная процедура подходит как для прямых, так и для разветвленных трещин. При этом производится не только заполнение пустот, но и обеспечивается гидроизоляция, не позволяющая влаге попадать во внутренние слои покрытия. Также останавливается дальнейшее разрушение, вследствие чего возрастает срок службы асфальтового покрытия.

Помимо ликвидации повреждений, битумная мастика используется для герметизации швов на дорожном покрытии. Это могут быть стыки двух отдельно асфальтируемых участков, область вокруг коллектора или заплатка после ямочного ремонта. Иногда для этих целей используется немодифицированный битум, однако битумная мастика демонстрирует более высокую эффективность.

Какие преимущества и недостатки имеет битумная мастика

Битумная мастика имеет множество преимуществ, число которых гораздо больше, чем количество недостатков. Более того, большинство «минусов» материала можно нивелировать путем добавления современных присадок-модификаторов.

Основные преимущества:

  • 1. Практически абсолютная водонепроницаемость;
  • 2. Монолитность, отсутствие швов;
  • 3. Низкая вероятность растрескивания;
  • 4. Достаточно высокая прочность на сжатие и разрыв;
  • 5. Необходимая эластичность;
  • 6. Высокие адгезионные характеристики, обеспечивающие сцепление практически с любым материалом;
  • 7. Антикоррозийный эффект;
  • 8. Длительный срок службы – до 30 лет;
  • 9. Не расслаивается и не вздувается;
  • 10. Подходит для надежного заполнения пустот;
  • 11. Позволяет компенсировать небольшие неровности поверхности;
  • 12. Низкий расход;
  • 13. Приемлемая стоимость;
  • 14. Высокая доступность;
  • 15. Простота применения.

Потенциальные недостатки:

  • 1. Битумная мастика может наноситься только на сухую подготовленную поверхность;
  • 2. Текучесть во время укладки при высоких температурах, ориентировочно от +35°C (нивелируется модификаторами);
  • 3. Плохо переносит высокие и низкие температуры (нивелируется модификаторами).

Текучесть мастики на основе битума при высоких температурах обусловлена свойствами самого нефтяного битума. Однако за счет загустителей можно увеличить вязкость, благодаря чему битумная мастика может наноситься даже в жару.

Первый недостаток нельзя назвать критичными, тем более что на сегодняшний день в широком доступе нет аналогичных материалов, которые можно было бы эффективно наносить на мокрую поверхность.

Иногда к недостаткам данного битумного герметика относят длительное высыхание, которое может занимать до 20-24 часов. Однако другие герметики имеют примерно такой же период набора прочности.

Разновидности битумных мастик

Существует несколько параметров, по которым классифицируется битумная мастика. Некоторые из них влияют на технологию использования материала, а другие обусловлены составом.

Основные параметра классификации:

  • 1. Технология нанесения;
  • 2. Назначение;
  • 3. Категория модификаторов;
  • 4. Уникальные характеристики.

Битумная мастика по технологии нанесения

Разновидность Особенности использования
Холодное нанесение
  • Не требует разогрева перед использованием;
  • Имеет достаточно высокую скорость высыхания;
  • Отличается высокими адгезионными свойствами;
  • Не растекается;
  • Может использоваться на наклонных и вертикальных поверхностях;
  • Хорошо подходит для герметизации швов;
  • Можно регулировать вязкость при помощи растворителей;
  • Способна набрать прочность при минусовой температуре.

Битумная мастика холодного нанесения может использоваться при отрицательных температурах, однако в таком случае потребуется небольшой разогрев до 30-40°C.

Горячее нанесение
  • Перед использованием необходимо разогреть ориентировочно до 150°C;
  • Конкретная температура нагрева может изменяться в зависимости от состава;
  • Имеет хорошую эластичность;
  • Обладает высокой прочностью;
  • Отсутствует усадка в процессе высыхания;
  • Чаще всего используется для склеивания материалов рулонного типа.

Битумная мастика по назначению

Назначение Описание
Гидроизоляционное Герметизация, препятствующая попаданию влаги и посторонних элементов
Антикоррозийное Защита металлических изделий от ржавчины и разрушения под влиянием внешних факторов
Кровельно-изоляционное Устройство и ремонт кровельных конструкций
Склеивающее Прочная фиксация различных материалов

При этом гидроизоляционная битумная мастика является многоцелевым материалом, которые может использоваться как для заделки трещин и герметизации швов, так и для склеивания других материалов, в том числе кровельных элементов. При этом кровельная мастика может не подойти для герметизации, например, бассейнов или фонтанов.

Помимо прочего, битумная мастика может быть огнеупорной и шумоизоляционной, что достигается добавлением определенных модификаторов. Также некоторые разновидности мастики могут иметь различную степень вязкости, что так же обусловлено добавлением присадок.

На сегодняшний день существует еще одна интересная разновидность данного материала – битумно-алюминиевая мастика. Представляет собой мастику с добавлением каучука, наполненную алюминиевым пигментом.

Благодаря этому материал обладает алюминиевым цветом, что выделяет его среди привычных черных мастик. Такой цвет, в свою очередь, отражает больше солнечного света, вследствие чего объект гораздо меньше подвергается воздействию высоких температур в солнечные сезоны.

Как наносится битумная мастика

Битумная мастика достаточно проста в эксплуатации, так как не требует никаких специальных навыков. Существует ручной и механизированный способ нанесения мастики – каждый имеет свои преимущества.

В любом случае перед нанесением необходимо провести подготовительные работы:

  • 1. Область проведения работ необходимо очистить от посторонних элементов, грязи, пыли и прочего.
  • 2. После этого понадобится просушить поверхность, чтобы обеспечить хорошее сцепление.
  • 3. В некоторых случаях, например, при кровельных работах, рекомендуется после очистки и просушки нанести на поверхность праймер.

Наиболее простой способ выполнить эти действия – использоваться воздушный компрессор, который за счет выдувания воздуха под высоким давлением способен одновременно очищать и сушить даже углубленные участки.

Способы нанесения мастики

Способ Описание
Ручной В данном случае потребуется ручной инструмент, в качестве которого можно использовать:

  • Валики с коротким ворсом;
  • Кисточки с достаточно жесткой щетиной;
  • Шпатель.

Ручной способ нанесения более трудоемкий и долги, однако позволяет контролировать толщину слоя, равномерно распределяя мастику по поверхности.
Механизированный Данный метод предполагает использование специального безвоздушного распылителя. Давление при подаче состава – 150 бар.

Специализированный распылитель имеет функцию смешивания компонентов без использования дополнительных инструментов.

Эффективность механизированного нанесения гораздо выше, однако сложнее проконтролировать толщину слоя и равномерность нанесения.

Обратите внимание. Битумная мастика должна наноситься в несколько слоев. Толщина и количество слоев определяются в индивидуальном порядке. Перед нанесением следующего слоя предыдущий должен полностью высохнуть.

Например, при кровельных работах толщина слоя будет зависеть от угла наклона крыши:

  • Менее 10 градусов – 3 слоя по 3-4 мм;
  • В диапазоне 10-20 градусов – 2 слоя по 3-4 мм;
  • Более 20 градусов – 1 слой 3-4 мм.

«Не забывайте о технике безопасности во время работы с любыми материалами на битумной основе, так как битум является нефтяным продуктом, который может легко воспламениться»

При обработке вертикальных поверхностей битумная мастика должна наноситься не привычным способом, а противоположным – снизу вверх, параллельными линиями. Таким образом состав лучше ложится на вертикальную плоскость.

Также рекомендуется следовать инструкции производителя. В некоторых случаях мастику может потребоваться некоторое время подержать в тепле, а иногда необходимо разбавление растворителем.

Чем отличается битумная мастика от обычного битума и битумного праймера

Битумная мастика, битумный праймер и обычный битум имеют некоторые схожие свойства, и применяются для решения похожих задач. Однако фактически все три материала имеют различное назначение и основные характеристики.

Битум – продукт переработки нефти, имеющий твердую или смолистую консистенцию. Характеризуется хорошими адгезионными свойствами, что позволяет использовать его для гидроизоляции различных объектов. Может быть природного или искусственного происхождения.

Несмотря на адгезионные свойства и влагоустойчивость, битум сам по себе не обладает высокой прочностью и многими другими характеристиками. По большей части нефтяной битум используется в качестве вяжущего компонента, а также полуфабриката для производства таких материалов, как битумная мастика и ему подобных.

Битумный праймер – фактически представляет собой раствор нефтяных битумов в определенных растворителях. Имеет жидкую консистенцию, имеет адгезионные свойства, как и другие битумные продукты. Используется для первичной обработки поверхности, выступая в роли грунтовки.

Сравнение некоторых характеристик материалов

Показатель – материал Битумная мастика Обычный битум Битумный праймер
Адгезия Высокая Высокая Высокая
Прочность Высокая Средняя Ниже среднего
Стойкость к воздействию внешних факторов Высокая Средняя Ниже среднего
Армирующий эффект Достаточно высокий Слабый Отсутствует

Другими словами, битумная мастика обладает более высокими характеристиками, а также имеет множество свойств, которые позволяют использовать ее для решения более сложных задач, с которыми не справится ни обычный битум, ни праймер.

Выводы

Битумная мастика представляет собой относительно вязкий материал на основе нефтяного битума с добавлением различных модификаторов для получения определенных свойств и физико-механических характеристик. После нанесения на поверхность состав постепенно набирает прочность, образовывая бесшовную монолитную структуру.

Основными назначениями мастики являются гидроизоляция, заделка трещин, герметизация швов и стыков, склеивание, защита и армирование различных материалов. Помимо прочего, мастика на основе битума используется в сфере дорожного строительства для ликвидации трещин, за счет чего существенно продлевается срок службы асфальтового покрытия.

Битумная мастика имеет несколько разновидностей – в зависимости от способа нанесения, основного назначения, типов модификаторов, а также уникальных характеристик. Для конкретной задачи можно подобрать наиболее подходящий состав.

Если вам требуются работы, перейдите на страницу

Асфальтирование в Москве

Если вас интересует прайс, перейдите на страницу

Стоимость асфальтирования

Вас также могут заинтересовать:

23.05.2021

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые...

Читать далее

28.02.2021

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии...

Читать далее

24.03.2020

Минимальная толщина укладки асфальта

Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)...

Читать далее

18.04.2021

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности...

Читать далее

21.03.2021

Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими...

Читать далее

15.02.2021

Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива

Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных...

Читать далее

20.02.2021

Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?

Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы...

Читать далее

28.02.2021

Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен

Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими...

Читать далее

24.03.2020

Можно ли укладывать асфальт в дождь?

Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например...

Читать далее