Асфальт для тротуаров: виды и необходимая толщина – ООО «Асфальт-Качество»

Асфальтобетонное покрытие, используемое для устройства автомобильных дорог и тротуаров, имеет несколько основных разновидностей, каждая из которых характеризуется определенными физико-механическими показателями. Асфальт для тротуаров также может быть нескольких видов, а используемый материал, качество основания, климатические условия и загруженность территории влияют на необходимую толщину слоя.

«Асфальт для тротуаров должен обладать достаточной прочностью, износостойкостью и другими эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими комфортное и безопасное движение пешеходов на протяжении длительного времени»

Срок службы тротуара или другой пешеходной зоны зависит, в первую очередь, от качества материала, а также соблюдения технологии укладки. При этом заказать асфальтирование тротуара можно дешевле, чем укладку асфальта на проезжей части, так как на пешеходные зоны приходится гораздо меньшая нагрузка.

Минимальная толщина асфальта для тротуаров

Чем выше нагрузка на асфальтируемую территорию, тем толще и прочнее должен быть асфальтобетон. Однако на пешеходные зоны механическая нагрузка практически не оказывается, так как воздействие ходьбы или бега человека в десятки и сотни раз меньше, чем давление транспортного потока. Велосипеды, самокаты, коляски и другой подобный транспорт также не оказывают серьезного воздействия на покрытие.

Вследствие этого, минимальная толщина асфальта для тротуаров составляет 3-4 сантиметра.

Один слой асфальтобетона в 3-4 сантиметра способен обеспечить достаточную прочность и долговечность тротуарного пешеходного покрытия. Однако в некоторых случаях на пешеходной зоне могут проезжать или парковаться автомобили, что увеличивает нагрузку на полотно.

Также некоторые регионы отличаются суровыми климатическими условиями, которые влияют на долговечность асфальтового покрытия. Кроме того, причиной преждевременного разрушения может стать некачественный материал основания или нарушения/ ошибки при укладке асфальта.

От чего зависит толщина асфальта для пешеходных зон:

  • Насколько суровы климатические условия региона;
  • Будут ли по покрытию передвигаться или парковаться автомобили;
  • Какая разновидность асфальтобетона используется;
  • Какой материал служит основанием покрытия;
  • Была ли соблюдена технологи укладки асфальта.

Соответственно, если климат региона неблагоприятный, а по покрытию будут иногда передвигаться и парковаться автомобили, асфальт для тротуаров может быть уложен с большей толщиной. Например, для стояночных мест и подъездных путей толщину слоя можно увеличить до 6 сантиметров.

При этом толщина укладки может остаться прежней, если будет усилено основание или само покрытие, путем использования более качественных материалов.

Основание асфальтобетонного покрытия сооружается по технологии дорожного строительства, где в качестве основы выступают несколько конструктивных слоев, основной из которых – щебень.

Однако асфальт для тротуаров иногда укладывается не на щебеночное основание, а на кирпичный бой. Второй вариант уступает первому по прочности, устойчивости и другим эксплуатационным характеристикам. Поэтому, для улучшения свойств и срока службы тротуара рекомендуется использовать полноценное щебеночное основание.

Каким может быть асфальт для тротуаров: виды и характеристики

В настоящее время асфальтобетон может быть классифицирован по множеству параметров. Некоторые разновидности отличаются повышенными свойствами и характеристиками, однако это не всегда требуется для устройства пешеходных зон.

Асфальт для тротуаров по составу

Материал Описание
Песчаный асфальт Чаще всего используется как асфальт для тротуаров.

Уступает в характеристиках гравийному и щебеночному асфальту, однако вполне подходит для территорий с небольшой нагрузкой.

Отличается более бюджетной стоимостью.
Гравийный асфальт Используется для устройства тротуаров и автодорог.

Имеет достаточно высокие характеристики, способен обеспечить более длительный срок службы, чем песчаный асфальт.

Цена данного материала выше, чем стоимость песчаного асфальта.
Щебеночно-мастичный асфальт Может использоваться для устройства тротуаров и любых автодорог.

Обладает повышенными характеристиками, способен обеспечить очень долгий срок службы. Однако асфальт для тротуаров не требует таких высоких показателей.

Цена материала значительно выше, чем цена других разновидностей асфальтобетона.
Асфальтовая крошка (асфальтогранулят) Подходит для устройства тротуаров, других пеших зон, а также дорог с невысокой нагрузкой.

Характеристики крошки ниже, чем у многих видов асфальта, однако их вполне достаточно для тротуаров.

За счет того, что асфальтогранулят производится путем переработки асфальтового покрытия, стоимость материала довольно бюджетная.

От того, в каком месте был снято покрытие для переработки, и как быстро оно было доставлено на объект, зависит качество асфальтовой крошки.

Таким образом, стандартный асфальт для тротуаров укладывается одним слоем толщиной 3-4 см, а в качестве материала чаще всего используется песчаный асфальтобетон или качественная асфальтовая крошка.

Однако если требуется обеспечить асфальтируемой территории более высокие характеристики и срок службы, можно увеличить толщину слоя или использовать более качественный и дорогой асфальтобетон.

Как укладывается асфальт для тротуаров: технология асфальтирования

Асфальт для тротуаров должен укладываться по тому же принципу, что и автомобильные дороги – этот касается как устройства покрытия, так и сооружения основания и подготовки грунта. Однако так как нагрузка на пешеходные зоны значительно ниже, толщина технологических слоев также может быть понижены. При этом соблюдение технологии укладки требуется обязательно.

Этапы асфальтирования тротуаров:

  • 1. Подготовка земляного основания;
  • 2. Укладка геотекстиля;
  • 3. Сооружение песчаной подушки;
  • 4. Уплотнение песчаного слоя;
  • 5. Монтаж геосетки или георешетки;
  • 6. Укладка слоя щебня;
  • 7. Трамбовка щебеночного слоя;
  • 8. Укладка асфальтового покрытия;
  • 9. Уплотнение асфальтобетона.

Подготовка земляного основания

Необходимо создать углубление, достаточное для того, чтобы после укладки добиться нужного уровня покрытия. Часто устройство тротуаров происходит параллельно с асфальтированием автомобильной дороги, однако если речь идет о прогулочных или частных территориях, то параметры глубины определяются индивидуально.

Грунтовое основание необходимо:

  • Очистить от мусора и грязи;
  • Убрать корни растений и посторонние элементы;
  • Просушить;
  • Уплотнить.

Уплотнение может производиться дорожными катками, однако если площадь асфальтируемой территории не позволяет использовать спецтехнику, можно обойтись ручным механизированным инструментом. Например, виброплита способна обеспечить достаточно высокое уплотнение.

Также на этом этапе производится сооружение дренажной системы. Если устраивается тротуар возле дороги, то используется одна дренажная система. Если пешеходная зона находится в отдельной локации, о водоотведении придется позаботиться.

Укладка геотекстиля

Геотекстиль это рулонный материал из прочных синтетических нитей и волокон, который выполняет сразу несколько функций:

  • Дренажная функция;
  • Армирующий эффект;
  • Препятствие прорастанию растений;
  • Разделение технологических слоев.

Использование геотекстиля не позволит песку смешиваться с грунтом, а также усилит всю конструкцию основания и покрытия. Геотекстиль отличается достаточно высокой прочностью и сроком службы, эластичностью, а также не вредит окружающей среде, так как практически не подвержен влиянию внешних факторов.

Сооружение песчаной подушки

Производится отсыпка слоя песка, который будет выступать в роли стабилизирующего слоя, а также частично выполнять дренажную функцию. При строительстве автомобильных дорог песок после уплотнения должен быть толщиной около 40 см, однако для пешеходных зон этот показатель может быть снижен.

Уплотнение песчаного слоя так же производится спецтехникой или механизированным ручным оборудованием. От качества трамбовки зависят характеристики конструктивного слоя.

Монтаж геосетки или георешетки

Геосетка представляет собой рулонный материал из прочных синтетических нитей и волокон, места скрепления которых образуют ячейки, за счет чего материал имеет сетчатую структуру. Отличается высокой прочностью, может иметь разные степени гибкости, а также характеризуется длительным сроком службы и экологичностью.

Свойства геосетки:

  • Армирующий эффект;
  • Перераспределение вертикальной нагрузки;
  • Разделение конструктивных слоев.

Использование геосетки/ георешетки позволяет на 40% сократить расход щебня, а в комбинации с геотекстилем прочность сооружения возрастает в 2-2,5 раза. Если пренебречь данным материалом, щебень будет вдавливаться в песчаный слой, вследствие чего нарушится геометрия основания, что приведен к ускоренному разрушению покрытия.

Укладка щебеночного слоя

В дорожном строительстве наиболее качественным считается щебень из прочных горных пород, однако в качестве основания может использоваться и менее жесткий материал. Асфальт для тротуаров, как упоминалось, может быть уложен и на кирпичный бой, однако щебень обеспечит более высокие характеристики и срок службы покрытия.

  • Используется щебень смешанных фракций, чтобы обеспечить достаточную плотность.
  • Также можно укладывать сначала крупные фракции, а затем мелкие, что тоже гарантирует высокую плотность.
  • Щебеночный слой необходимо качественно уплотнить после укладки.

После укладки и трамбовки спецтехникой или ручным оборудованием щебень проливается битумной эмульсией, чтобы повысить адгезионные (скрепляющие) свойства.

Укладка асфальтобетона или асфальтовой крошки

Асфальт для тротуаров, как упоминалось, может укладываться в один слой, в отличие от асфальтобетона для покрытия автомобильных дорог. Если используется песчаный асфальт или асфальтовая крошка, то материал необходимо уложить и качественно уплотнить, после чего дождаться набора прочности и запускать территорию в эксплуатацию.

Если используется гравийный или щебеночный асфальт, то можно выбрать из двух вариантов по зернистости:

  • Мелкозернистый;
  • Крупнозернистый.

Асфальт мелкозернистый смеси отличается более высокими показателями прочности и износостойкости, тогда как крупнозернистые смеси уступают в этих показателях, имея другие сильные стороны. Асфальт для тротуаров может быть и крупнозернистым, так как его эксплуатационных характеристик вполне достаточно для долгого использования в качестве покрытия для пеших прогулок.

При строительстве автодорог крупнозернистые смеси используются в качестве подстилающего слоя для мелкозернистого асфальта, обеспечивая стабилизацию покрытия.

Также асфальтобетон в данном случае может быть:

  • Горячим;
  • Холодным.

Если используется горячий асфальт, перед укладкой его необходимо разогреть до 110-130°C, а асфальтирование можно производить в теплые сезоны (от +5°C). Горячие смеси более качественные, чем холодные – горячий асфальт для тротуаров обеспечит долгую и безопасную эксплуатацию.

Стоимость холодного асфальта выше, чем цена горячих асфальтовых смесей.

Асфальт для тротуаров может быть и холодным, так как его характеристики достаточны для территорий с низкой нагрузкой, хотя и уступают показателям горячих смесей. Такой материал не требует разогрева, а использовать его можно даже в холодные сезоны.

Иногда для устройства тротуаров может использоваться литой асфальтобетон, не уступающий по качеству обычным горячим асфальтовым смесям, и не требующий уплотнения. Однако его стоимость может оказаться нецелесообразной для устройства пешеходных зон.

Выводы

Асфальт для тротуаров может уступать асфальтобетону для автодорог по своим основным свойствам и характеристикам, однако на пешеходные зоны оказывается значительно меньшее воздействие, поэтому для их устройства вполне подходят более бюджетные материалы.

Кроме того, асфальт для тротуаров должен иметь минимальную толщину – 3-4 сантиметра.

В качестве материала чаще всего используется песчаный асфальт, а также асфальтовая крошка. Однако если необходимо повысить характеристики и срок службы покрытия, можно использовать более качественные и дорогие разновидности асфальтобетона.

Если вам требуются работы, перейдите на страницу

Асфальтирование в Москве

Если вас интересует прайс, перейдите на страницу

Стоимость асфальтирования

Вас также могут заинтересовать:

23.05.2021

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые...

Читать далее

28.02.2021

Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности

Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии...

Читать далее

24.03.2020

Минимальная толщина укладки асфальта

Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)...

Читать далее

18.04.2021

Какая температура асфальта при укладке?

Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности...

Читать далее

21.03.2021

Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров

Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими...

Читать далее

15.02.2021

Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива

Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных...

Читать далее

20.02.2021

Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?

Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы...

Читать далее

28.02.2021

Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен

Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими...

Читать далее

24.03.2020

Можно ли укладывать асфальт в дождь?

Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например...

Читать далее